Оставить заявку

Муром

                      

Уроки Петра и Февроньи. Муром

Что могут дать нам уроки Петра и Февронии?  Насколько они актуальны для тех, кто живет в иных условиях и временах? Зачем они нам?
За ответом на эти и другие вопросы Школа и организует выезд в Муром, на место их рождения, жизни и упокоения. В нашей Традиции святые Петр и Феврония Муромские играют совершенно особую роль. Таких больше нет! Что такого? Почти "ничего", кроме того, что их жизнь — история отношений мужчины и женщины, сумевших преодолеть все сложности долгого, трудного совместного, житейского пути, явив идеал Настоящей Семьи. Те проблемы и задачи, те сложности и беды, радости и хлопоты, которые они пережили восемь веков назад, актуальны и нынче. Они вечные. Вневременные. Они, единственные в сонме святых, кто создали идеал супружеской жизни, в которой наиболее ярко и вместе с тем, по житейски просто, проявляются все душевные и духовные качества, необходимые нам всем, всегда и везде. Не только в семье. В семье происходит их зачатие, проявление и закрепление. Только в ней можно стать полноценным Человеком.
Их история, от встречи до кончины - рассказ об их любви, самоотверженности в их супружеской жизни, как основу и развития, и следование в жизни Идеалу. Именно это и помогло им не только сохранить любовь, но и развить, не утратив её в житейских мелочах и быте. Они постоянно строили Отношения в самых разных ситуациях и вариантах. Они объединяли в семье быт и Бытие. Это современно всегда и везде.

Разумеется, что-то с веками отлакировано, отретушировано, но основа осталась, и суть ее можно ощутить в Муроме. Именно в этом городе можно получить знание о себе и том месте в Семье, которое она в нас занимает, которое выше понимания. Князь был ранен, и рана его была, прежде всего, у него в душе. Очевидно, эта аллегория призвана выразить высший смысл христианского брака. Душевная рана князя — ущербность человеческой природы, исправить которую в одиночку он не способен. Лекарство Петра — это Женщина, данная Им в спутницы жизни. Только рядом с ней князь смог исцелить душу тело. Это аллегория того, что только совместными усилиями в семье можно выйти на новый, более высокий духовный уровень: развития. Духовный, не в смысле "разбивать лоб о пол", а в проявлении новых душевных качеств. Таких как умение держать данное слово, не предать, любить без предварительных условий или в обмен на что-то, уметь радоваться простым вещам, миролюбие и  долготерпение, благорасположение ко всему тому, что дается, умение проявлять ежедневное милосердие, крепкая вера, воздержание.от того, что "не по сердцу"... Вот тогда земная любовь и Любовь Небесная едины и не разделены.

Подобного нет более нигде. Светская жизнь нам представляет иные "идеалы". Достаточно заглянуть в новостную ленту - развелись, две жены, любовницы делят имущество покойного... Грязь, предательство, измены, публичные ссоры, меркантильность. Не буду продолжать Не стоит тиражировать негатив.

Семья – самое древнее, первичное человеческое сообщество, общежитие, социум. Именно она является источником правил совместного проживания людей, традиций, нравственности, основ организации жизни социума. Скажи нам, что завтра будет Страшный Суд, мы все равно сегодня будем заниматься ей, потому как она была, есть и будет первичной ячейкой общества. Основой его этики. Жизнь сегодняшнего общества регулируется двумя видами законов: юридическим и этическим. Юридические законы недолговечны, они изменяются с изменением формы организации социума. Этические законы значительно более стабильны. Именно в них заложен опыт существования человечества сосредоточенный в Традиции. Вот он высший смысл брака. В нем присутствует комфорт житейский и комфорт душевном, которого достигается только в семье. Стоит разрушить семью, то автоматически разрушится и социум, и государство!

Как пишет известный апологет христианства Х.Э. Лютардт: «Все, кто стремился разрушить общество и государство, начинали это с разрушения семьи, семейных устоев». Семья является первоэлементом (клеткой) социума, и ее планомерное разрушение мы с ужасом наблюдаем в повседневности. Идет массированная атака на наши базовые ценности со стороны тех, у кого их нет. Со стороны тех, кто их утратил или даже не имел или иметь не может. Так один из руководителей Фонда ООН в области народонаселения (ЮНФПА) сделал заявление о том что, разрушение традиционной семьи – не кризис, а победа прав человека. В Мехико, Ари Хокман (ЮНФПА) заявил, что высокий уровень разводов и рост числа внебрачных детей не показатель кризиса общества, а «торжество прав человека над патриархальностью».. Бред? Наглость? Скудоумие? Непонимание, что эта катастрофа коснется и его? Всё вместе?

                    

Нам предлагают такое будущее? Мы на него согласны? Не думаю, все-таки тысячелетние Идеалы трудно так просто взять и разрушить. Значит надо не просто "что-то делать", а делать осознанно и начинать с себя, со своего отношения к этому самому первоэлементу (клетке) социума. Иного пути нет нигде. Одиночество, которым так упиваются т.н. "самодостаточные" персоны, на проверку оказывается обыкновенным неумением выстраивать отношения от сердца к сердцу. В основе которого лежит страх быть отвергнутым, неуверенность в себе и в своих силах, неверие, что мы созданы по образу и подобию Его.. Масса всего, что в общем именуется комплексами". 


Они уповают на Бога и верят Ему — вот самая «несовременная», но самая важная характеристика их отношений. Супругами — всегда — руководит не эгоизм и поиски удобного для себя, но вера и надежда на Того, Кто дал им жизнь и благословил их брак. В этом они поддерживают друг друга.
Жизнь во Христе становится для них настоящим счастьем, которое они находят в любви друг к другу.
Навеки соединяясь на земле, они обретают Вечность.
И тут мы учимся у них видеть впереди эту Вечность, и планы свои, соответственно, строить не не пол-года - год, а с перспективой в Вечности... А для этого надо осознать себя сейчас ,подвести промежуточный итог, и задуматься о том, куда и как развиваться тебе и твоей семье (вместе) дальше... Для этого мы и едем в Муром- просить помощи и поддержки у Петра и Февроньи Муромских в этом деле...


Немного из истории...

Муром впервые упомянут в «Повести временных лет» в 862 г. среди городов, подвластных Рюрику. Город подверглось опустошению ордами Батыя. Сожжённый дотла в 1293 г. исчез со страниц летописей. Новое упоминание о нём относится только к 1351 г. Он относится к числу самых древних городов страны. Веками он оставался стратегически важным форпостом на восточных границах Руси, сегодня это небольшой город во Владимирской области: «Кто не видел города с Оки – тот не видел красоты русской» (М. Горький). Это место народных былин и преданий, бесценных памятников архитектуры разных времен. С Муромом тесно связаны судьбы двадцати православных святых, которые отличились милосердием, благочестием, стойкостью духа, поэтому это особенное место для верующих.

Муром храним небесными покровителями. Редкое, уникальное средоточение подвижников в русском граде, опоясанном рекою Окой, величаемой в преданиях «поясом Богородицы». Жития Муромских святых составили своего рода «ожерелье жемчужин», поскольку отличаются своеобразными художественными особенностями и потому входят во многие сборники и хрестоматии по литературе Древней Руси. Жития Муромских святых изучают на всех гуманитарных факультетах, не только российских, но и мировых институтов и университетов. Преподобного Илию Муромского, монаха Печерского, благоверных князя Петра и княгиню Февронию, Муромских чудотворцев-покровителей семьи и брака, первого Муромского князя Глеба, наряду с его братом князем Борисом - первых русских святых-страстотерпцев, благоверных князей Константина (Ярослава) Святославича и сыновей его Михаила и Феодора, свт. Василия епископа рязанского и муромского (+ 1295, память 3 / 16 июля); праведную Иулианию Лазаревскую, старец Антоний Муромский, в схиме Арсений; прпд. Антоний Грошовник, схимонах Спасо-Преображенского монастыря и сотаинник прпд. Серафима Саровского; праведный Гавриил (1897), протоиерей, которого почитал старцем св. Иоанн Кронштадтский.

Есть поверье, что в полночь из Святых монастырских врат в золочёной карете, запряжённой тройкою белых коней, по небу плывут в царских одеждах святые града Мурома князья Константин, Михаил и Феодор. Они движутся к былому Собору Рождества Богородицы, где их встречает чета князя Петра и княгини Февронии. Святые обращают молитву ко Господу и проплывают в поднебесье Крестным ходом вокруг Мурома, оберегая его.

Первым правителем стал Глеб, сын князя Владимира. Убит. Глеб и его брат Борис стали первыми муромскими святыми. В конце XI в из Киева прибыл князь Константин с супругой, двумя сыновьями и чудотворной иконой Богородицы. Он намеревался упрочить православную веру, но от рук язычников погиб его сын Михаил. По преданию, обратить горожан в христианство помогла икона, которая начала светиться. Князь с сыновьями были тоже канонизированы (мощи святых находятся в Благовещенском монастыре).

При въезде в город со стороны Владимира расположен былинный камень. О реальности Ильи Муромца нет сомнений. На улице Приокской (бывшее село Карачарово) в доме № 279 около 900 лет тому назад в расположенной на этом месте избе, в семье крестьянина Ивана Тимофеева он появился на свет. До 33-летнего возраста он не владел ни руками, ни ногами, и впоследствии его вылечили от немощи то ли волхвы, то ли калики перехожие.

После обретения силы герой перегородил реку вырванными с корнем деревьями. Ока поменяла русло и защитила село от врагов и разбойников. О величине деревьев можно судить по корневищу дуба, извлеченного недавно со дна Оки. Богатырь прославился и как защитник слабых и обездоленных, а так же он был человеком глубоко верующим, построившим церковь и закончившим свой путь в стенах Киево-Печерской лавры. Имя богатыря занесено в православные святцы. Частицы мощей преподобного хранятся во многих храмах города. Есть и источник, который забил из-под копыт богатырского коня.

С Муромом связаны судьбы более двадцати русских святых, поэтому город – популярное место паломничества верующих. В дни памяти и церковные праздники в Муроме много туристов, гостиницу лучше бронировать заранее. В остальные дни устроиться в немногочисленных отелях Мурома не составляет труда.

Спасо-Преображенский мужской монастырь (1096). Это старейшая обитель в стране. Верующие приезжают сюда поклониться преподобному Илье Муромцу, иконе Божией Матери «Скоропослушница». В этом монастыре Св. князь Петр принял схиму. Он выстроен на берегу Оки, на месте двора князя Глеба.  

В храме Свято-Троицкого монастыря находится Виленский крест-мощевик и находятся мощи  князей Муромских, св. Петра и Февронии, главных православных покровителей брака и семьи. Таких святых нет во всем христианском мире. Историю их любви написал в середине XVI в. Ермолай Еразм. Князь выбрал в супруги бедную благочестивую девушку. Знать противилась союзу, и Петр отправился в добровольное изгнание с любимой женой. Позже их попросили вернуться и княжить. Они правили в Муроме в начале XIII в.. На склоне лет они приняли постриг и умерли в один день. Рака с мощами находится в Троицком соборе.

Благовещенский мужской монастырь основан стараниями Ивана Грозного (16 в.), в нем никогда не прерывалась молитва. Главные Святыни - мощи благоверных князей Константина, Михаила и Федора... Объединяет две обители площадь, называемая Троицкой. В 2012 г. был установлен памятник Петру и Февронии.

Ещё один монастырь связан с именем Святых Петра и Февронии - Воскресенский женский монастырь.

                    

Виленский крест

Крест, с названием Виленский, является известной святыней. Реликвия из Троицкого монастыря в 1996 г., была возвращена в обитель. В 1657 г. Василий Микулин был при взятии литовского Вильны: «И как вошли в тот град многие люди воинские, и вошли в литовску церковь, такожде и я вошел, хотя что взяти, и до мене все побрано, только де увидел лежит на помосте церковном сронен сей Животворящий кр[е]ст, и я де ево поднял и привез его в Арзамаской уезд». В 1658 г. Микулин получил приказ отправляться на воинскую службу, и трижды был ему «глас» о том, чтобы он отвез крест в город Муром и отдал бы его Богдану Цветному. По-видимому он уцелел в ризнице Виленского Свято-Духова монастыря.

Крест заключен в реликварий с изображениями в среднике и на створах триптиха. Вход Господень в Иерусалим, Воскресение, Вознесение, Успение Богоматери; Рождество Богородицы, Рождество Христово, Богоявление; Введение во храм, Сретение Господне, Преображение; Благовещение (в верхней части фигуры архангела Гавриила и Девы Марии); Ветхозаветная Троица.

В ячейках хранятся мощи, общим числом 35: их состав. Пророк Даниил (600 г. до Р. Х, праведная Анна, матери Богородицы, мощи «младенца от Ирода избиенного, Ев. Матфея, ап. Андрея Первозванного, ап. Варфоломея, Игнатия Богоносца, первомученика Стефана, Антипа Чудотворца (ученик Иоанна Богослова), Лазаря Четверодневного, св. Василия Великого, с. Григория Богослова, св. Иоанна Златоуста¸ св. Иоанна Милостивого, св. Константина Великого, св. Феодора Стратилата, св. Пантелеймона Целителя, великомученика Евстафия Плакиды, великомученика Прокопия, великомученика  Меркурия, св. Ефрема Сирина, прпд. Михаила Малеина, равноапостольной Феклы, великомученицы Варвары и Марины; преподобномученица Феодосия, св. Александра Невского. Вложены туда так же фрагменты жезла Пророка Моисея, риз прпд. Сергия Радонежского, Ефрема Новоторжского и многие другие святыни.

Виленский крест хранили в Троицком монастыре и почитали как чудотворную святыню. Виленский крест стал хранителем мощей 35 святых. До 1917 г. по праздникам священники возили святыню по домам именитых граждан, где проводили молебны. Считалось большой удачей, если крест побывает в доме.

Он помог избавить город от чумы. Граждане молились, но эпидемия не ослабевала. Люди умирали сотнями и было видение, что для спасения нужно оты­скать в соборе находящийся среди ветхостей древний деревянный крест и с ним обойти вокруг Мурома. Граждане устроили крестный ход.  Когда дошли до Сретенского пруда, буквально выползавшие сюда больные после молитвенного обращения к святыне на глазах у всех получали исцеление. Беда миновала. В память на  месте была построена часовня, а улицу назвали  Выползовой. Дальнейшие эпидемии  в Муроме не стали масштабными бедствиями. Считается, что благодаря чудодейственной силе Сретенского креста.

Мощи св. Иулиании Лазаревской, покровительницы неимущих находятся в Николо-Набережной церкви (Никола-мокрый). С этим храмом связано предание о св. епископе Василии, изгнанном из города. Муромцы после этого события за жестокое отношение к праведным людям получили название «святогоны».


Оставить заявку

* — Поля, обязательные для заполнения
Отправляя форму, я даю согласие на обработку персональных данных.