OSOZNAVANIE
Пословица гласит: "Сколько ни говори слово халва во рту слаще не станет". Это так для тех, кто не имеет своего опыта сознательного, а еще лучше, осознавательного в любом путешествии. Его мы в Школе называем Странствием. Именно осозннанность и есть ключ к запоминанию, фиксации внимания на ощущениях от новых мест: вкус, цвет, запах, условия при которых ты вкушаешь иное состояние. Только тогда любой туризм превращается для обученного человека в Странствие по своим внутренним мирам. Обучению такому мировосприятию мы занимаемся на выездных семинарах: «Смотреть мало - надо видеть».
Именно фиксация внимания на всем том, что нас в странствиях окружает, на состояниях, которые мы там переживаем, выявляем в себе, запоминаем, помогает нам стать теми, кем мы должны были стать. Так выглядит развитие, которое не стоит путать с ростом! Места входящие в Серебряное Кольцо дает нам возможность проникнуться духом тех, кто на этих местах творил, верил, создавал этику, закладывал основу государственности. Кто был силен телом, духом и силой Идеи - главный храм в Великом Новгороде был освящен во имя Софии Премудрости Божьей! Подобное повторено было только в Киеве, куда из Новгорода пришел Олег Вещий. С городом связано имя легендарного Рюрика, основавшего город, когда он ушел из Старой Ладоги.
История города богата событиями, легендами, свершениями, победами, поражениями. Про нее можно прочесть в любом справочнике. Важнее иное: то, чем духовно, внутренне жил город. Что поддерживало Дух, уверенность в себе и в своих силах, мощь и потребность в развитии. Практически весь Русский Север до приполярного Урала и Белого моря был новгородским. Что позволило населению стать такими активными, пассионарными, умелыми и уверенными в своих начинаниях?
Вот за разгадкой этого секрета, за тем, что лежит в основе всех свершений горожан мы в него и и едем. Забегая вперёд, скажу, что в нем мы найдет состояния не менее глубокие и яркие, чем в Иерусалиме, в Галилее, библейский местах Израиля или Италии. С поправкой - они "наши", более близкие по духу (менталитету. Вспоминается выказывание немецкого поэта Рильке: «Есть такая страна — Бог, Россия граничит с ней». Он тосковал везде вне России и по России, всю жизнь. С этой страной Бог — Россия по сей день граничит. Это Граница, которой нет на карте, но она внутри каждого из нас.
Мы, enmasse, всерьез недооцениваем силы мест, которые у нас в шаговой доступности! Господин Великий Новгород одно из них. Не нами начато: "Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе"? (Ин1:46) Так мимо и проходим, как герой басни Крылова про музей и слона.
Именно в нем, несуетно и спокойно, вдумчиво мы имеем возможность проникнуться атмосферой веры древнего Отечества, которое уже не византийское, а адаптированное под наше миросозерцание. Именно в нем есть возможность проникнуться тем, что именуется "седая старина", вникнуть в преемственность поколений, родовых связей и понимания того, чего пока не хватает в самом себе.
Происходит незаметно, но когда происходит распаковка смыслов, сразу или через месяц, своего не упустишь. Трех дней семинара явно мало, но город настолько богат на состояния, что каждый семинар не похож на предыдущие. Он сам что-то добавляет, а что-то выбраковывает в эту поездку. В нем заложены состояния, помогавшие людям верить в себя, в свои силы, в Творца и в то, что "Бог даст, но домой не принесет". Они стимулировали развитие и инициативы, уверенность в своей правоте, которое двигало ими во все времена: "Если я с Ним, то кто же тогда против нас"?
Каждый раз складывается впечатление, что это некий тайничок (заначка) для тех, кто сможет его найти и воспользоваться. Вроде бы на виду и спрятан. Взять к примеру Ярославово дворище: оно невероятно информационно разнообразно и насыщено. Только успевай фиксировать и запоминать. Они весьма полезны как для саморазвития, так и для психокоррекции. Особо выделяем ц. Параскевы Пятницы. Она расположена на информационном "пятне" генерирующим состояние помогающее принимать радость при любых изменениях (внутренних и внешних). Помогает преодолеть внутреннюю тревожность, грусть, апатию, нежелание чего-то хотеть, но и найти внутри себя очаг оптимизма, не оголтелого, а радостного, спокойного и уверенного. Тут мы получаем в руки ключ к работе с временными депрессивными состояниями, столь характерными для нашей полосы. Неподалеку ц. Георгия на Торгу (место, на котором можно приобрести настрой на личное благополучие).
Не обойдем вниманием и ц. св. Филиппа, Пятницкую церковь, Власия на Волосовй ул., Троицкую церковь, храм архангела Михаила и наверняка еще что-то нас притянет, как это обычно бывает в таких странствиях.
Ц. Спаса Преображения - жемчужина на Ильине улице. Тут находится уникальные фрески, которые написал сам гречинин Феофан, единственный храм, сохранивший первоначальные фрески. На словах не передашь, как вкус маракуйи. Настраиваясь на фрески, резонируя получаешь состояние Веры в то, что ты на Земле не один! Состояния в храме заставляют думать о Вечном, тянут к Нему, к Творчеству, открывают сердце и помогают далее жить иначе. Храм во имя иконы Знамение расположен на месте, помогает избавиться от накопившегося за время негатива, отшелушивает, сдирает с нас ненужное, неважное, вредное, уже лишнее, утратившее свою актуальность.
Новгородский Кремль. Попадая в него сразу ощущаешь состояние надежной, уверенной защищенности, уверенного спокойствия, спокойной силы. Выражение "как за каменной стеной" становится понятным. В детинце, вдоль стены несколько природных мест, дающих состояние снятия мешающих обучению ограничений и, одновременно, заземляющих, ведь то, что получено при обучении, необходимо реализовать в повседневной жизни. .
София Премудрость Господня (1045 - 1050). Это паломники, святыни, иконостас с иконами XV-XVII вв., гробницы с мощами основателя собора - князя Владимира Ярославича, св. Никиты и Федора, чудотворная икона, хранительница города "Знамение Божьей Матери". В нем нисходит состояние - помощь Свыше в одухотворения себя, потоком православия, такого, каким его приняли наши предки, неискаженного, чистого и требовательного. Такого, какого мы практически не знаем, которого ищем и жаждем. Собор очень глубок. Каждый раз, изо дня в день, в нем обретаешь что-то новое и невероятно важное. К примеру, каменный крест (XIV в.) неожиданно помогает принять решение и начать избавляться от ушедшего от нас прошлого, которое все еще живо в нас, от сожалений, пустых переживаний, от застарелых обид на всё и всех. Рядом с вскрытым древним полом - аутентичное место, которое открывает суть Софии как Премудрости Божьей. Яркие состояния, глубокие и индивидуальные.
Варлаамо–Хутынский монастырь. История монастыря тесно связана с именем св. Варлаама Хутынского, одного из самых почитаемых святых на Севере России. Не найдя нужного ему в Лисицком монастыре, св. Варлаам поселился в Хутыни, недобром ("худом"!) месте, где водилась «нечистая сила» (элементали). Во время молитвы Варлаам увидел луч света, идущий сверху, и срубил на этом месте келью. Уже при его жизни место стало светлым, благодатным, а монастырь - место уюта, веры в Жизнь, молитвенное место. Это по-настоящему витальное, жизненное место. Уже при входе в обитель, сразу хочется улыбаться. Изумительное природное место, облагороженное присутствием святого. Место насыщенное, живое, раскрывающее Ему наше сердце и душу.
Еще нами в программу включены такие места, как Свято-Юрьев монастырь (XI в.), во имя Георгия Победоносца, место обретения душевного покоя, внуетреннего равновесия, навыка принимать разумные и взвешенные решения. Николо-Вяжищский монастырь, (XIV в.), место явления (XV в.) св. Николая Чудотворца, место, где можно мечтать и переводить мечты в реальность. Место оказания нам помощи Свыше.
Перынский скит - древнейшее место откуда Добрыня низверг Перуна в воды Волхва. Это пустынь в долине р. Перынь (по имени бога Перуна), в 995 г. построен храм. Странное и необычное место, где есть Его непосредственное присутствие (какой-то Его ипостаси).